Руины Кёнигсберга в акварели – С выставки в Кафедральном соборе. Калининград

By  |  0 Comments

Искусство субъективно, его восприятие субъективно вдвойне. Смотреть сотворённое человеком, а затем разрушенное – тяжело. Поэтому и на выставке Романаса Борисоваса «Был когда-то город Кёнигсберг» в Кафедральном соборе было грустно и мрачно, несмотря на воздушную лёгкость акварельных работ художника.

В галереях и на выставках я не оцениваю работы художников, для меня нет «хорошо» и «плохо». И не ставлю «диагнозы». У меня самого «диагноз» по всей вероятности имеется.  Смотря на картину, я хочу её почувствовать. А если и задаюсь вопросами, то это вопросы «как?» и «почему?». «Как» – техника, «почему» – мотивация. Как художник это сделал? И почему он написал именно этот сюжет, именно так выбрав цвета?

Я уже не настолько молод, чтобы не помнить, каким был кёнигсбергский Кафедральный собор на так называемом острове Канта всего несколько лет назад. Ходить к собору было реально страшно. Как будто война всё ещё идёт – странные, неуютные ощущения. Сейчас в Калининграде таким же грустным укором стоит «Кройц-апотеке» на улице Фрунзе.

Ivan Grozny Repin

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – Илья Репин

Вспоминается картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» (известна также под названием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»). – Безусловно шедевр. Мрачный, горький, трагичный. Кёнигсберг Борисоваса привёл меня именно сюда – в момент совершения убийства.

Кёнигсберг Борисоваса – это те же ощущения. Только если у репинского Ивана Грозного кто-то видит в глазах раскаяние от содеянного, а сын его ещё жив, то работы Борисоваса – это безлюдная пустота улиц, останки некогда живого города. Смерть. И точка.

Стоит ли напоминать калининградцам (и не только) о руинах – стоит. Есть ли смысл делать такие выставки – есть. Воскресят ли картины старый город – не воскресят. И все разговоры о том, что надо заново построить Королевский замок бывшего Кёнигсберга, кажутся мне неуместными.

Романас Борисовас. Фото: obzor.lt

Романас Борисовас. Фото: obzor.lt

Романас Борисовас, художник и яхтсмен. Главные темы творчества  – старая архитектура и море. Родился в Вильнюсе в 1949 году. Окончил Вильнюсский художественный институт по специальности «Дизайн». Был владельцем художественной студии, затем стал свободным художником. Живёт в Клайпеде и Ниде. В многочисленных интервью радеет за воссоздание кёнигсбергского Королевского замка в Калининграде.

Эх… Восстанавливать надо бы то, что еще стоит, реанимировать – то, что ещё дышит. Таких еле стоящих и еле дышащих архитектурных шедевров в Калининграде много (не говоря уже о всей Калининградской области).

Стоит ли заново писать уничтоженный шедевр? Представьте, если бы кто-то уничтожил пушкинского «Евгения Онегина» и мы навсегда его потеряли бы, ведь никто и никогда не смог бы написать его заново столь же гениально.

Тот гипотетически воссозданный «Онегин» стал бы причиной искусствоведческих раздоров и финансовых склок. Только навредил бы, не кажется?

Построить, воссоздав, Королевский замок, чтобы дать городу уникальное лицо, а жителям и гостям – красивое строение,.. на фоне которого можно сделать сэлфи. Что ж, наверное, будь он воссоздан, Королевский замок смог бы приносить пользу чиновникам и торговцам.

Вот такие грустные мысли набросились на меня на выставке Романаса Борисоваса…

 

06_2016_K Romanas Borisovas Art 1 06_2016_K Romanas Borisovas Art 2 06_2016_K Romanas Borisovas Art 3 06_2016_K Romanas Borisovas Art 5 06_2016_K Romanas Borisovas Art 6 06_2016_K Romanas Borisovas Art 7 06_2016_K Romanas Borisovas Art 9 06_2016_K Romanas Borisovas Art 10 06_2016_K Romanas Borisovas Art 11 06_2016_K Romanas Borisovas Art 12

 

 

 

Ваш Дмитрий Росс

ross.msk.ru


ВВЕДИТЕ ВАШ EMAIL:

FeedBurner


 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники